Что исследует аудит эффективности

Государственные расходы – это использование средств государственного бюджета на обеспечение жизнедеятельности общества: государственное управление, оборону, социальные и культурные потребности и др.

Перед любым обществом стоит важная задача – сделать так, чтобы государственные расходы осуществлялись наиболее оптимальным образом, обеспечивая максимальный возможный результат на единицу затраченных государственных средств. Поэтому важнейшим элементом системы эффективного управления в сфере государственных финансов является финансовый контроль – аудит.

Современные мировые тенденции развития аудита направлены на своевременное выявление негативных отклонений от намеченных заданий и обоснование методов их устранения.

Сейчас привычная форма аудита — финансовый аудит, направленный на проверку законности и правильности распределения финансовых средств, начал дополняться аудитом, направленным на установление эффективности, результативности и экономичности финансово-хозяйственной деятельности как государственных органов, учреждений и организаций. Основное назначение такого аудита — оценить действующие механизмы хозяйствования и выработать конкретные рекомендации по более результативному, экономному и эффективному планированию и расходованию ресурсов государства или частных фирм.

Разновидности аудита эффективности в общественном секторе известны под названиями «аудит выполнения» (performance audit), «аудит соотношения цены и качества» (value for money, или VFM audit)

В настоящее время за рубежом спрос на аудит эффективности как в государственном (общественном) секторе растет, поскольку растет требования прозрачности в сфере государственного управления, в т.ч. расходования государственных средств. В настоящее время высшие органы финансового контроля большинства стран мира активно применяют в своей деятельности различные виды аудита эффективности, прежде всего, аудит выполнения (performance audit).

Счетная палата Кыргызской Республики также приступила к внедрению аудита эффективности.

Аудит эффективности можно определить как системный, целенаправленный и организованный процесс получения и экспертно-аналитической оценки объективных данных о результативности, экономичности и продуктивности экономической деятельности аудируемого органа государственной власти, органа управления, организации, программы деятельности), с целью установить уровень соответствия этих данных определенным критериям и на основании этого получить суждение об эффективности деятельности или программы и дать рекомендации, направленные на улучшение эффективности.

Чаще всего аудит эффективности исследует вопрос: как проверяемая организация или программа использовала (или предполагает использовать) имеющиеся ресурсы для выполнения установленных задач и обязательств? Основное назначение аудита эффективности состоит в обеспечении того, чтобы цели деятельности или программы были достигнуты наиболее результативным, экономным и продуктивным путем.

В англоязычной терминологии целевую направленность аудита эффективности в англоязычных литературе и документах нередко обозначают как три «Е»: экономичность (economy), продуктивность (efficiency) и результативность (effectiveness).

Чаще всего эти три составляющие понимают следующим образом.

Экономичность заключается в снижении затрат на приобретаемые и используемые ресурсы с учетом требуемого качества. Она может быть определена как «уменьшение стоимости ресурсов, используемых для деятельности, при сохранении соответствующего качества». Экономичность имеет отношение ко всем видам типам ресурсов: физическим, финансовым, человеческим, информационным и т.п. Особую важность с точки зрения экономичности имеет вопрос приобретения ресурсов. От аудиторов требуется определить, были ли ресурсы приобретены в нужном количестве, требуемого качества, за заданный промежуток времени и по оптимальной стоимости.

Продуктивность – это взаимосвязь между производством товаров, услуг и т.д., с одной стороны, и использованными для этого ресурсами, с другой стороны. То есть она направлена на обеспечение оптимального для достижения результатов деятельности использования ресурсов. Таким образом деятельность считается продуктивной, если она обеспечивает получение от имеющихся ресурсов максимума полезной продукции или предоставленных услуг или если для производства данного уровня продукции или услуг используется минимальный объем ресурсов и необходимой работы. В общественном секторе аудит эффективности по продуктивности мало затрагивает взаимодействие организации с внешней окружающей средой. Например, продуктивность деятельности школы измеряют по полноте использования классных комнат, учебных пособий и т.д. Подобные меры, возможно, лишь косвенно будут затрагивать общие вопросы, такие как качество образования или его доступность населению.

Результативность — характеризует степень достижения цели специфической деятельности или программы, а также взаимосвязь между прогнозируемым и реальным воздействием на определенную деятельность. Деятельность считается результативной, если она обеспечивает максимально возможное достижение желательного результата. В общественном секторе это связано с достижением необходимых целей заданной политики или заданных результатов в соответствии с предопределенными целями и критериями качества работы. Например, аудитор может рассмотреть вопрос, улучшает ли реализация программы государственных гарантий общие показатели благосостояния уязвимых слоев населения.

Накопленный международный опыт свидетельствует, что широкое применение методологии аудита эффективности позволяет существенно повысить качество государственного управления в Кыргызской Республике.

Поделиться